Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей



Как создать высокоэффективную организацию (часть 1)

В СССР все организации с точки зрения рыночной экономики были не эффективны и по результатам, и по процессу (с точки зрения функционально-стоимостного анализа). Не эффективны, не рыночны были оргструктуры, система управления, система включения мотиваций. Науки об эффективности деятельности, такие как социология труда, психология труда, эргономика - были в загоне, а пренебрежение их достижениям и методам был так велико, что до сих пор наши руководители вопросами эффективности организации, учетом человеческих факторов занимаются сами, без опоры на мировой опыт, который обычно транслируют управленческие консультанты.

Если предположить, что рыночные преобразования продолжатся, а следовательно, эффективность деятельности и комплексный учет человеческих факторов потребуется во всех сферах жизни, мы предлагаем начать процесс проектирования высокоэффективных (по V. Nelson) организаций. Проанализируйте свою организацию по основным компонентам, определяющим ее внутреннюю эффективность по таблице типов организаций.

  "Реагирующая" "Отзывчивая" "Активная" "Высокоэффективная"
 Временные рамки прошлое настоящее будущее движение
 Концентрация рассеянная выпуск продукции результаты совершенствование
 Планирование оправдания деятельности стратегии эволюции
 Модель  изменения наказание приспособление плановая программная
 Управление установление виновности координация установленный порядок "навигация"
 Структура фрагментарная иерархическая матричная сетевая
 Перспектива личная групповая организации корпоративная культура
 Мотивация уклонение от "ударов" вознаграждение сотрудничество актуальность
 Развитие выживание сплоченность согласие трансформация
 Коммуникация вынужденная связь обратная связь прямая связь сквозная связь
 Руководство принуждающее обучающее нацеливающее доверяющее

Создание высокоэффективной организации или организации, управляемой по принципу TQM (Total Quality Management - менеджмент всеобщего качества) - это создание организации, в которой учтены все человеческие факторы труда, производства и управления. Для того, чтобы учесть все эти факторы в постсоветской организации либо в организации новой, изначально рыночной, необходима максимальная мобилизация всех людей. Известно, что человека можно заставить работать, но невозможно заставить хотеть работать. И самое главное - невозможно заставить хотеть творить.

Наша социальная технология для построения высокоэффективной организации, это и есть технология, когда все члены коллектива превращаются в компанию, т. е. круг заинтересованных в успехе организации людей. Чтобы организация с системой управления типа "штурваление" (когда командование осуществляяет первое лицо) стало целеустремленной организацией, ее необходимо "повалить на бок".

В этом случае верхний, командующий, он же штурвалящий, становится сзади - последним, контролирующим эффективность функционирования организации, которую он как проектировщик создал. И так поэтапно: от единоличного командования к проектированию деятельности организации и, в итоге, - лишь к контролю реализации проекта развития организации. Естественно, высвобождаемое время и энергия идет на внешние контакты, связанные с инвестиционной деятельностью.

В будущем будет существовать два вида предприятий - предприятия, которые внедрили TQM, а также предприятия, которые оказались вне бизнеса. Э. Деминг

Вот суть процессов, которые должны пройти в результате комплексной оптимизации или реинжениринга, всех бизнеспроцессов.

В результате таких преобразований, организация имеет большую прибыль и одновременно возрастают процессы гуманитаризации. На рисунке это символизируют доллар и сердце. Эта иллюстрация была символом шестой конференции по организационному проектированию и управлению в августе прошлого года в Гааге (ODAM VI), остальные иллюстрации - из моего доклада на этой конференции. Эти иллюстрации создаются для визулизации образов корпоративных договоренностей в процессе разработки концепции и программ развития.

Как же включить все человеческие факторы, всю человеческую энергетику на благо организации в целом и каждого человека. Высший менеджмент - это менеджмент управления проектами, то есть не управления функционированием организации, а управления проектом развития организации. Для этого каждый в организации должен иметь, в первую очередь, не должностную инструкцию, а проект развития функции, за которую он отвечает. Вся совокупность проектов развития функций, бизнесов, направлений дает в сумме общий проект развития организации, следовательно, первое лицо теперь не командует организацией, а контролирует реализацию проектов развития (где он - замдиректора проекта), и так от организации функционирующей к организации развивающейся. От управления скоростью к управлению ускорением.

Единственной мне известной формой создания взаимосогласованных проектов развития функций, направлений, бизнесов и совокупного проекта развития организации является сессия проектирования. О сценарии и технологии проведения сессии проектирования - в следующем выпуске.


Тушкин Евгений Рюрикович (1947-2018)

Должность:
консультант по управлению (Амстердамский стандарт)
Образование:
Московский институт электронной техники – физико-технический факультет, Московский государственный университет – факультет психологии.
Сайт:
www.tushkin.ru

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь