Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

В последнее время транспортную отрасль преследуют проблемы и даже потрясения (увеличение ввозных пошлин, транспортного налога и т.п.). Для Приморского края транспортная отрасль – это 25% налоговых поступлений и не менее четверти экономики края.

Поэтому просто необходимо обратить внимание всех автовладельцев, и частников и юридических лиц, на очередное «потрясение», которое уже имеет законодательное оформление.

03.04.2002 г. в РФ завершена работа над приведением Российского законодательства в соответствие с международными договорами. Дума РФ приняла Федеральный Закон

“ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ”.

Цель закона – защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью в результате ДТП.

C 01.07 по 31.12.2003 г. каждый автовладелец (за исключением владельцев некоторых типов транспортных средств) должен будет иметь страховой полис. С 01.04.2004 г. за неисполнение вышеуказанного закона применяются санкции, и они суровы.

В соответствии со статьей 1 ФЗ, владелец транспортного средства – собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Обратим внимание на размер гарантий потерпевшим, установленный в соответствии со ст. 7 ФЗ: “Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно:

• в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, – 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;

• в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Гарантии, несомненно, серьезные, но актуальные ли? Как и любой страховой продукт, полис обязательного страхования автогражданской ответственности имеет стоимость. Тем же законом устанавливаются тарифные ставки и коэффициенты к ним. Что же ожидает автовладельцев?

В соответствии с законом, тарифы устанавливаются Правительством РФ, и на 22.11.2002 г. существует цифра, которая может пересматриваться лишь в сторону увеличения.

Так, для владельца личного а/м базовая ставка – 2800 руб.; а, например, для такси (в т.ч. маршрутного) – 12600руб.

В принятом ФЗ (п. 4 ст. 9) установлен максимальный размер страховой премии. “Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, – ее пятикратный размер”.

При таких нововведениях для страхования ответственности частнику потребуется сумма от 2800 руб. до 14000 руб. Для владельца такси (в т.ч. маршрутного), полис будет стоить от 12600 рублей до 63000 рублей.

Сложность норм страхового права вообще, и специфика страховых отношений при страховании риска ответственности, приводит к тому, что могут возникнуть определенные трудности в урегулировании убытков. В связи с этим следует отметить, что существующий ФЗ коснется не только автовладельцев, но и самих потерпевших, в чьих интересах, соответственно принят закон. Речь идет о пострадавших в ДТП. И в первую очередь потому, что, если обязательное страхование АГО повторит судьбу ФОМСов, – это будет проблемой. Законодатель также учитывает сложность этого вида страховых отношений и предъявляет страховщикам ряд требований.

При таких обстоятельствах единственная возможность для автовладельцев – доверить риск профессионалам, которые оперируют на этом рынке десятилетия.

Иной по мотивам подход к обязательному страхованию и выбору страховщика равносилен защите своих прав в суде лично (не имея навыков участия в процессе), когда оппонентом является адвокат и т. д.

Следует вспомнить печальную истину: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Опрометчиво доверять дилетантам, особенно когда речь идет о последствиях ДТП.

Зам. генерального директора
ООО “РГС – Дальний Восток” К.Н. Шугай



Добавить комментарий

Войти через соцсети