Российский руководитель как очень занятый бездельник

Тот, кто не может располагать двумя третями дня лично для себя, тот должен быть назван рабом

Фр. Ницше

Мы ленивы и нелюбопытны

А.С. Пушкин

Инвестиционная непривлекательность российских “организаций” и “предприятий”, созданных для зарабатывания хлебных денег и денег на джипы и коттеджи, очевидна уже всем, а не только иностранным инвесторам. Эти занятия, в результате которых “предприниматели” всегда очень заняты, в России сгоряча называют бизнесами. Я себе уже всё доказал, доказывая, что это не так российским “бизнесменам”. Лучший способ исследования российских “бизнесов” и их руководителей – это попытка повысить их эффективность, направить в сторону повышения инвестиционной привлекательности, т.е. от промысла к бизнесу. Бизнес – это товар, который непрерывно котируется (к нему прицениваются) и растёт в своей ликвидности в первую очередь благодаря росту популярности бренда. К вашему “бизнесу” ежедневно прицениваются?

Если ваше занятие – не товар, следовательно, у вас нет бизнеса, нет дела, а у кого нет дела, тот бездельник.

Намного меньше крутизна роста ликвидности бизнеса от капиталовложений, нежели от роста управленческой прибыли, которая родом исключительно из креатива, неимеющему в наше время альтернативы.

Таким образом, загадочная “русскость” заключается в том, что направить российские “бизнесы” по пути методологически обеспеченного организационного развития никак не удаётся.

Российские руководители обходятся без методологии организационного развития, делают всё сами, как понимают.  Цехи отверточных технологий, ремонтники всех отраслей, производители мебели, современных окон и дверей, продуктов питания, транспортных и туристических услуг – все декларируют качество, а систем управления качеством не строят, о системах включения мотивации достижения работников для всегда исключительно качественного поведения не знают и легко без этого обходятся. Детский сад, этот российский “бизнес”,

зачастую при надутости и кажущейся важности. Дрессированные секретарши рьяно защищают предельно неэффективную и стремительно бестолковую работу своих руководителей, которые чаще всего в это время работают «водителями» своих джипов. Их невозможно неделями найти, для того чтобы предложить управленческую прибыль. Рабская невменяемость рядовых и горделивость руководителей, особенно там, где есть иностранный капитал.

В советские времена всё было абсолютно аналогично в плане тщательного избегания руководителями всех рангов какого-либо учёта человеческих факторов при проектировании техники, технологических процессов и организаций. Так и не создали приличной техники, интересных для инвестиций производств. Но самое главное – не создали систем труда, производства и управления, чтобы нас чужие деньги «уважали» и на этом эффективном труде стремились бы размножиться.

Итак, наши исследования российских руководителей показывают, что тотальное безделье вечно занятых трудоголиков заключается в том, что они не способны остановиться, отодвинуть срочное и заняться стратегически важным – миссией, корпоративным видением, бизнес-стратегией и т.д. объединённых в “икону” проекта развития бизнеса и организации (см. ВБ №11(53) 2002 г. стр.11). Самое интересное, что такая общая картина в корпоративном сознании всё равно всегда имеется, несмотря на то, что её никто не “рисовал”, но когда на сессии проектирования эту “картину”, это видение начинаешь из профессионального сознания работников “вынимать”, то на руководителя обычно жалко и смешно смотреть. Он в изумлении от такого хаоса понимания основополагающих представлений “компании”. Примитивный абстракционизм вместо строгой карты с чётким маршрутом. Вместе с тем сами руководители, среди которых встречаются и весьма грамотные люди, сначала с большим трудом составляют “икону” проекта развития бизнеса и организации.

А как же работают, как движутся без карты эти “организации”? А легко: административно-распорядительная система для того и существует, чтобы тащить за собой людей, плохо понимающих стратегию и свою роль в ней.

Особенно сильно этот феномен проявляется в муниципальном управлении, здесь корпоративное сознание муниципалитетов сильно приправлено изрядной долей цинизма. Понимания, что главная задача муниципалитета – не пилить тощий бюджет, а поставить управление и в первую очередь местное самоуправление, я не встречал нигде «от Москвы до самых до окраин». Постановка муниципального управления, в первую очередь – это человекоориентированное проектирование функций, процедур и организаций, что переводится как макроэргономика. Руководители территорий, в преддверии муниципальной реформы запомните это слово, оно и означает название вашей профессии. Непрофессионализм (незнание принципов макроэргономики) и атеизм (циничная парадигма, предполагающая безнаказанность) большинства руководителей от торговцев до губернаторов и определяет весь абсурд российской жизни. Третий важнейший диагноз – богатство в первом поколении. У большинства основу намерений составляет обогащение и в результате мало что капитализируется. Даже малый бизнес строится как пирамидальная структура, а не как команда проекта развития бизнеса и организации.

Только организация, построенная как одна команда, может стать центром развития профессионального сознания. А в регионе обязательно должен быть центр регионального сознания или инновационный центр, где и происходит непрерывное “клубление” методологов-новаторов, директоров проектов, потенциальных инвесторов и представителей власти, создавших этот процесс. А пока населению негде осознать ужас пассивных рисков, т.е. понять, что будет, если власти по-прежнему будут так строить жизнь, как это сейчас делается. На языке ближайшего будущего – ничего стратегически эффективного не делается.

Когда я провожу конференции и семинары для руководителей в Москве, я часто слышу детское: «Хорошо вам тут, в столице, попробовали бы у нас…» Я обычно признаюсь, что часто бываю во Владивостоке. Удивляются: «Добровольно, что ли?» Регулярно, добровольно и на свои пытаюсь вспахивать эту «экономическую пустыню», как данную территорию охарактеризовал полпред.

В декабре завершается набор в класс коучинга (тренинга, совместного проектирования, см. ВБ №11(53) 2002 г., стр.11) для смелых и ответственных руководителей любых организаций и отраслей. В процессе совместной работы с тренером руководители осознают стратегические недочёты и окончательно «созревают». Давайте вслед за современными классиками созревшим до амбициозной бизнес-концепции называть руководителя, готового уволить всех своих сотрудников>

В новый проект с новой командой!

Это не значит, что надо увольнять всех. Можно, используя специальную социальную технологию из того, что есть, сделать новую команду. Но к сессии проектирования, где это происходит, надо подготовиться. Для этого и служит коучинг.



Добавить комментарий

Войти через соцсети