Маленький друг

Твейджер

Первой «изюминкой», о которой я хочу рассказать, является двусторонний пейджинг. Или, как его окрестили с легкой руки компании, «МегаПейдж» и «Информ-Экском» – твейджинг (от английского словосочетания 'two way pager'). О запуске двусторонней пейджинговой сети в Москве и о начале предоставления коммерческих услуг при наличии документальной связи операторы объявили в мае 1998 года на выставке «Связь-Экспокомм 98».

Ни по габаритам, ни по весу твейджер не отличается от старших моделей традиционных пейджеров; не требователен он и к энергопитанию – все та же одна батарейка типа ААА. Отличие твейджера от традиционного пейджера заключается в возможности не только получить сообщение, но и подтвердить факт его приема. А если нужно – можно и ответить на важное послание. Тем самым снимается целый ряд забавных вопросов, возникающих у абонентов традиционных пейджеров, типа: «Все это замечательно, но как же я при помощи этой черной коробочки супруге позвоню?»

Технологически процесс ответа организован так: при заключении контракта на абонентское обслуживание клиент формирует два перечня составляющих ответа. В ПЗУ пейджера и в терминал пейджинг-оператора возможно запрограммировать 16 первичных и 16 вторичных составляющих сообщения, а также добавить в конец послания до 8 символов свободного текста – конкретные цифры или символы. Правда, последняя операция несколько неудобна с точки зрения эргономики.

И что же получается в результате? Например, в качестве первичной может выступать фраза: «Я приду…», а в качестве вторичных: «…в …», «…поздно», «…на указанное Вами место встречи в …», «…в офис» и конкретная цифра, например, «6.30» в конце сообщения. В результате слияния первичных и вторичных фрагментов можно сформировать до 256 стандартных сообщений. Ясно, что абоненту придется серьезно поразмыслить над оптимальным составом таких перечней фрагментов, но джентельменский набор таковых уже подготовлен самим оператором, а потому клиент, как правило, самостоятельно вносит в него лишь небольшие коррективы.

Отправка осуществляется одним нажатием на клавишу. Послание может быть направлено как на традиционный пейджер, так и на твейджер, обслуживаемые в «Информ-Экском», либо на обычный или сотовый телефон. В последнем случае адресат получит синтезированное голосовое сообщение; проигрывает его система компьютерной телефонии с помощью факсмодемной специализированной платы с функцией «текст-голос».

И, наконец, абонент с твейджера может послать свое, либо перенаправить полученное сообщение через Internet на адрес электронной почты. Самому абоненту на твейджер также можно отправить сообщение с WWW-узла компании-оператора, либо, воспользовавшись ее шлюзом электронной почты Internet -> пейджер.

Технологически новая услуга стала возможна благодаря скоординированным усилиям нескольких партнеров. В качестве системного интератора проекта и вендора телекоммуникационного оборудования выступи- ла израильская компания Nexus Telocation Systems, причем этот проект для нее не является пробным камнем в мировом масштабе: подобные сети фирма уже развернула в Венесуэле, Сингапуре и Австралии. В качестве абонентских устройств используются «машинки» TAGPager от стратегического партнера Nexus – компании Samsung Electronics. Для передачи сообщений абоненту используются частотные диапазоны 147-160 Мгц и односторонняя «транспортная» инфраструктура «Информ-Экском» и протокол POCSAG. В обратном направлении абонент пересылает ответ уже в диапазоне частот 800 Мгц, а принимается и обрабатывается он коммуникационным оборудованием «МегаПейдж». Обратная посылка сигнала является подобием сервиса SMS (Short Message Service), базирующегося на технологии GSM. Таким образом, здесь уместно говорить о технологическом симбиозе двух мировых вендоров телекоммуникационного оборудования и двух российских пейджинг-операторов.

Теперь поговорим о маркетинговых перспективах твейджинга. Складывающаяся в европейских странах ситуация показывает, что даже при значительном удешевлении услуг сотовой связи, мобильный телефон не вытесняет пейджер. Более того, проведенные опросы (в том числе и среди российских пользователей), показывают, что 72% респондентов воспринимают рынки сотовой и пейджинговой связи не как конкурентные, а как взаимодополняющие.

В основном это связано с ценообразованием. Можно говорить о сопоставимости финансового ценза вхождения в услугу твейджерной и мобильной связи.

Понятно, что использование мобильного телефона в течении часа в месяц малореально – фактически говорят гораздо больше. Однако приведенные цифры прекрасно иллюстрируют весьма непростое положение проекта «Информ-Экском»-»МегаПейдж» с точки зрения ценообразования, а следовательно, и коммерческих перспектив: тарифный план твейджера попал в пограничную нишу, между традиционным односторонним пейджингом и сотовой связью. Не получится ли так, что в результате активной разработки обеих ниш и продолжающейся войны цен между операторами связи ценовой зазор между традиционным пейджингом и мобильной связью вовсе исчезнет ? В этом случае твейджинг может оказаться невостребованным, он просто останется без своей экономической ниши.



Добавить комментарий

Войти через соцсети