Корпоративные образовательные программы

Бизнес-среда, в которой мы сейчас находимся, на мой взгляд, очень динамична, характеризуется “многоукладностью” менеджмента, в целом турбулентна. Как мне кажется, можно принять без доказательства, что чтобы сохранить свою конкурентоспособность в этих условиях, компания должна иметь отлаженный механизм приспособления к изменениям. И, наконец, ключевой элемент этого механизма, безусловно, – персонал компании. Если на все три утверждения вместе со мной вы сказали “да”, то актуальным становится вопрос о корпоративном обучении.

Обучение – отнюдь не единственный способ заставить работать механизм реагирования на изменения среды. Есть и другие способы: замена тех, кто не справляется (наиболее часто используемый ход, с чем мы в нашем Кадровом Агентстве постоянно сталкиваемся); реорганизация (перераспределение обязанностей в соответствии со способностями работников); жесткая система контроля; просто принуждение и др. Да, корпоративное обучение – не единственное решение, но все-таки одно из самых эффективных.

Когда перед Вами возникает дилемма – учить уже имеющихся или находить новых, соответствующих выдвигаемым требованиям сотрудников, я бы порекомендовала помнить следующее:

  1. Переизбыток рабочей силы – феномен скорее мифический, нежели реальный; на рынке труда на самом деле не так много профессионалов;

  2. Неизбежны потери в эффективности работы в случае замены: снижение работоспособности увольняемого, период адаптации нового работника, снижение качества работы всего персонала вокруг увольняемого из-за тревожного психологического состояния;

  3. Обучение. С этим, конечно, связаны затраты (хотя я склонна рассматривать их не как расходы, а как инвестиции в персонал), но и замена влечет траты (только в этом случае – непроизводительные по своему характеру);

  4. Новичка все равно придется учить; новичок всегда “темная лошадка”, высок риск получить худшего работника;

  5. Обучение всегда (я не видела исключения из этого правила!) повышают лояльность работников к своей компании из-за справедливо возникающего ощущения, что “компания заботится о нас”.

Чаще всего обучение персонала коммерческими структурами проводится в виде тренингов. В переводе с английского “training” обозначает обучение (или научение). В русском же языке слово “тренинг” обычно понимается более узко – не любое обучение, а интенсивное, с активными обучающими приемами: деловыми играми, работой в малых группах, упражнениями, моделированием ситуаций, разбором кейсов, видео-анализом и т.д. Обучение в форме тренинга сжато по времени, занятия проводятся в течение небольшого количества дней. Мне встречались в литературе такие данные: 3 дня качественного, хорошо проведенного тренинга дают по объему усвоенного результативного материала столько же, сколько стандартный семестр в ВУЗе. В чем здесь секрет? Почему тренинги так эффективны? Причин несколько.

По данным Калининградской высшей школы управления, человек забывает из того, что он изучал “пассивно” (например, читал книгу или слушал лекцию), через 2 дня – 50%, через неделю – 80%, через месяц – 90%. Если же информация закреплена какой-либо активной формой обучения, если она проиграна, прожита, пусть и в смоделированной, учебной форме, то результат улучшается в 8 – 10 раз. Ошеломляющие цифры.

Другая причина кроется, на мой взгляд, в следующем. При получении образования в ВУЗе, происходит приобретение знания впрок, а приходя на тренинг, человек хочет получить рецепты для лечения его сегодняшних, остро стоящих проблем. Вот что сказал мне руководитель одной из коммерческих фирм, заказывая корпоративный тренинг: “Сделайте его не только интересным, но и полезным. Нам нужны скорее не знания (их мы можем и из книжек получить), нужны новые схемы деятельности для того, чтобы стать более компетентными и изменить траекторию развития как каждого сотрудника, так и фирмы в целом”.

Еще один момент отметил В.Д. Козлов, ученый, занимающийся проблемами образования взрослых: высшие учебные заведения и краткосрочные обучающие программы – это сфера компромисса между “академическими консервами” и “свежеприготовленной едой” тренингов. Скорее всего, действительно, тренинги более быстро откликаются на социальную реальность, и в этом смысле они практичнее.

Приведу систематизацию тренингов. Среди них наиболее интересная часть – это бизнес-тренинги. Ими называют те, обучение на которых направлено на развитие деловых и психологических качеств, неспецифических для данной профессии. Обучение узкопрофессиональным навыкам или качествам не принято считать бизнес-тренингом (используют наименование функциональный тренинг). Например, семинар по налоговому законодательству является профессиональным обучением и не входит в рассматриваемую мной сейчас область именно бизнес-тренингов. Из этого общего правила есть некоторые исключения: например, тренинг по продажам (относимый к бизнес-тренингам) специфичен для определенной профессии – профессии специалиста по продвижению товара или услуги. Но это исключение говорит о том, что данная профессия требует прежде всего не особых специальных знаний или навыков, а развития неспецифических психологических качеств и установок: ориентации на клиента, коммуникативных навыков и мотивации достижения.

Различают следующие бизнес-тренинги по содержанию:

  • Самоорганизация. Тренинги, развивающие способность человека лучше организовывать свою деятельность: управление временем, планирование, повышение мотивации достижения, развитие мышления и др.

  • Организация других. Тренинги, развивающие способность человека вести за собой людей и организовывать их работу: лидерство, развитие сотрудников, умение делегировать, контроль и обратная связь и др.

  • Командная работа. Тренинги, развивающие способность человека кооперироваться с другими людьми и влиять на них, не прибегая к прямым приказам: тренинг командной установки, влияние в команде, командные способы принятия решений, выработка норм взаимодействия в команде, выработка миссии организации и др.

  • Ориентация и влияние на клиента. Тренинги, повышающие способность человека понимать внешних агентов, ориентировать на них свою деятельность и влиять на них: техника продаж, техника переговоров, сервисная установка, клиентоориентированный подход, проведение презентаций, публичная речь и др.

Все виды этих тренингов проводятся нашим Кадровым Агентством. Наиболее востребованные программы: “Рецепты успеха:” (все наши тренинги имеют эту фирменную составляющую в названии) – торгового представителя, продавца, телефонных продаж, мерчендайзера, публичного выступления, в управлении стрессом, в деловом общении, команды. Мы всегда (повторю, всегда!) адаптируем программу тренинга под нужды конкретной компании. Эффективность наших тренингов многократно подтверждена практикой. Не упускайте возможности поднять качество вашего персонала. Обращайтесь к профессионалам.



Добавить комментарий

Войти через соцсети