Проблемы повышения эффективности управления инвестиционными ресурсами в Приморском крае

Современный этап экономических реформ в России характеризуется кризисом воспроизводственного процесса. За последнее десятилетие произошло абсолютное сокращение объемов инвестиции в основной капитал (рис. 1)

На начало 2002 г. они составили примерно 1/3 от уровня дореформенного 1990 года. В 2000-2001 гг. отраслевая структура инвестиций формировалась под влиянием растущего внешнего спроса на продукцию предприятий топливно-энергетического и металлургического комплексов. Для снижения своих издержек ведущие металлургические компании осуществили крупные инвестиционные вложения в транспортные предприятия, в том числе и на Дальнем Востоке. Это торговые порты Восточный, Находка, Владивосток.

Однако инвестиционная ситуация на дальневосточных транспортных узлах, через которые идут сырьевые экспортные грузы, неоднозначная. Инвестиционные решения принимаются в условиях снижения цен на мировых сырьевых рынках. В целях сохранения доходной базы новые собственники вынуждены увеличивать физические объемы экспорта. Есть опасения, что объемы переработки грузов будут расти более быстрыми темпами, чем доходы. Это может сказаться на доходной базе бюджетов.

Продолжает сохраняться негативная тенденция нецелевого использования амортизационных отчислений. В 1998-2001 гг. свыше 92% приморских предприятий использовали амортизационные отчисления на потребительские цели. В 1999-2001 гг. льготами по налогообложению при использовании прибыли на инвестиционные цели воспользовались менее 5% приморских предприятий. Свыше 80% инвестиций осуществлялись за счет заемных средств, что вело к росту кредитной задолженности предприятий.

Среди факторов, сдерживающих инвестиционные процессы в крае, необходимо выделить следующие: несовершенство федерального законодательства в области ограничения компетенции органов региональной власти в правовом регулировании инвестиционных процес- сов; напряженность демографической и кадровой ситуации, прежде всего на рынке квалифицированной рабочей силы. Это делает крайне рискованными долгосрочные инвестиции в капиталоемкое производство; неразвитость регионального фондового рынка, сдерживающего развитие рынка портфельных инвестиций; неразвитость инвестопроводящей системы (в крае функционируют всего восемь инвестиционных консалтинговых фирм); недостаток высококвалифицированных менеджеров, способных разрабатывать и управлять инвестиционными проектами в соответствии с международными стандартами; низкий уровень концентрации отраслевого капитала по сравнению с международными компаниями.

Одной из причин, влияющих на инвестиционную привлекательность приморских предприятий, является высокий уровень избыточных мощностей (рис. 2).

Сегодня более 40 процентов основных фондов не инвестируются, не задействованы в реальном производстве и не приносят дохода бюджету. Тревогу вызывает низкий коэффициент обновления основных фондов. В 1990 году он составлял 6,9%, а в 2001 году снизился до 1,1%. Средний возраст производственного оборудования увеличился, соответственно, с 10,8 лет до 19,3 лет. Высокая степень физического и морального износа основного капитала, неблагоприятная возрастная структура парка машин и оборудования является довольно жестким ограничением для роста валового регионального продукта.

Негативное влияние на воспроизводство основных фондов оказывает рост расходов на капитальный ремонт. Расчеты за период 1998-2001 годов показывают, что в среднем затраты на капитальный ремонт в Приморском крае составляют примерно 22-25% от объема инвестиций. Это свидетельствует об ориентации руководителей предприятий на дешевые и краткосрочные методы обновления производственного потенциала. Увеличиваются затраты на отдельные компоненты технического оборудования, которые можно заменить без долгосрочных капиталовложений. Это является одной из причин роста спроса на краткосрочные банковские кредиты.

Одной из тенденций последних лет является уменьшение объемов бюджетного финансирования инвестиций (рис. 3).

За последние пять лет доля государственных инвестиций неуклонно снижается. Это создает сложности привлечения инвестиций в модернизацию и развитие социальной и производственной инфраструктуры. Особенно остро эта проблема стоит на муниципальном уровне. Уход государства с рынка капитала привел к тому, что многие базовые предприятия Приморья, прежде всего машиностроительные и приборостроительные, потеряли стратегические ориентиры своего развития. Функционирование в режиме инвестиционного “голода” обусловило технологическую деградацию их производственного потенциала.

В валовом региональном продукте процентная доля краевых бюджетных расходов на инвестиции в основной капитал за период c 1993 по 2001 год снизилась с 7,4% до 3,9%. Следует подчеркнуть, что сокращение бюджетного финансирования сопровождалось изменением в финансировании всех государственных инвестиционных программ (рис. 4).

В то же время в абсолютных значениях объем краевых бюджетных инвестиций в 2002 году по сравнению с предыдущим периодом вырос в 3 раза и составил 2,1 млрд руб. При этом более 85% всех бюджетных инвестиций направлено на развитие промышленной инфраструктуры, в том числе в ЖКХ – свыше 40%. Для решения задач увеличения объемов инвестирования в инфраструктуру территорий в крае разрабатывается система “открытых” бюджетов инвестиционного развития муниципальных образований.

Одним из существенных факторов повышения инвестиционной привлекательности территории является наличие всем понятной стратегии регионального развития. Команда губернатора Приморского края Сергея Дарькина сформулировала для себя новую долгосрочную стратегическую цель – добиться динамики экономического роста, позволяющего обеспечить “лидирующий” стандарт жизни населения края, который по своим параметрам превосходит общероссикий уровень.

Анализ ресурсных и производственных возможностей приморской экономики свидетельствует о том, что реализация данной стратегии возможна, если удастся в долгосрочной перспективе обеспечить динамику инвестиционного темпа на уровне 25-35 процентов (рис. 5).

Реализация этой стратегии распадается на два периода:

  • первый – до 2005 г. Это период привлечения в экономику Приморского края инвестиций с внутреннего рынка. Динамика роста валового регионального продукта будет обеспечиваться за счет компенсирующих инвестиций, которые должны вовлечь в воспроизводственный процесс избыточные мощности;

  • второй – до 2010 года. Это период масштабного привлечения в экономику Приморского края инвестиций с внешних рынков. Динамика роста ВРП обеспечивается за счет замещающих капиталоемких и инновационных ресурсов, которые позволят резко повысить производительность труда.

Сегодня, несмотря на сложности переходного периода, предприятия Приморья сохраняют инвестиционную привлекательность для иностранных капиталовложений. В 1998-2001 гг. с международного рынка в экономику Приморского края поступило около 300 млн. долларов США. Этот период характеризуется устойчивой тенденцией увеличения объемов иностранных вложений с 56,3 млн. долл. в 1998 г. до 108,6 млн. долл в 2001 году (рис. 6).

Наиболее значительный объем иностранных инвестиций накоплен в промышленности (38,9 %), гостиничном бизнесе (33,8 %), предприятиях связи (14,9 %) и транспорта (4,8 %). В структуре накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2002 года доля прямых инвестиций составляла 43,6%, доля кредитных – 55%. Среди основных стран-инвесторов наибольший объем накопленных инвестиций приходится на восемь стран: Р. Корея – 130,4 млн. долл. (40,6%), Япония – 67,8 млн долл.(21,1%), США – 35,9 млн долл. (11,1%), Швейцария -19,1 млн долл. (5,9 %), Сингапур -12,3 млн долл. (3,8 % ), Кипр -10,7 млн долл. (3,3 %), Китай – 7,6 млн. долл. (2,4 %). При этом 3/4 всех накопленных инвестиций контролируются инвесторами из трех стран – Р. Кореи, Японии, США (рис. 7).

Серьезной проблемой, требующей скорейшего решения, является ситуация на рынке финансовых, страховых и консалтинговых услуг. В 1999-2001 гг. Приморские банки и страховые компании вложили в долгосрочные инвестиционные проекты со сроком окупаемости более 3-х лет менее 1% своих финансовых ресурсов. В структуре источников финансирования доля банковского капитала снижается и составляет менее 3%. В то же время потенциальный спрос на среднесрочные кредитные ресурсы превышает реальный в 6 раз, а на долгосрочные – в 35 раз. В кредитных портфелях банков доля краткосрочных кредитов составляет 85-90%, среднесрочных (более 1 года) – 10-15%. В 2001 году доля среднесрочных кредитов по сравнению с 1997 годом сократилась с 30 % до 13 %.

Страховой рынок сегодня представлен 57 страховыми компаниями. Тридцать шесть или 63% из них являются инорегиональными. По размеру уставного капитала Приморские страховые компании относятся к мелким. 20% компаний имеют уставные фонды до 5 млн. рублей. Девять компаний имеет уставные фонды от 5 до 10 млн. рублей. Свыше 10 млн. рублей имеет только одна компания – ДальАкфес.

Страховые резервы на 1 января 2001 г. составляли 226 млн. рублей, а на 1января 2002 г. – 310 млн. рублей. Однако 4/5 страховых компаний не работают с краевыми инвестиционными ресурсами. Собранные страховые взносы не работают на экономику края, они в основном вкладываются в высоколиквидные ценные бумаги (“голубые фишки”) и размещаются на валютных и депозитных счетах в банках.

Для обеспечения устойчивости экономического роста необходимо решить следующие проблемы:

  • существенно повысить уровень капитализации инвестопроводящих организаций (банки, страховые, лизинговые, консалдинговые компании);

  • создать необходимые организационные условия для развития регионального рынка вторичного фондового обращения;

  • разработать систему стимулирования спроса краевыми предприятиями на высокотехнологичные инвестиции;

  • создание эффективной системы правовой защищенности инвесторов.

Их решение возможно только при скоординированных и согласованных действиях органов власти всех уровней и реального бизнеса.

Несмотря на трудности, администрация края делает все возможное, чтобы сформировать у инвесторов уверенность в том, что ситуация в Приморском крае сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.



Добавить комментарий

Войти через соцсети