Искусство – это всегда часть жизни

Галерея современного искусства “Арка” – явление уникальное для Владивостока. В первую очередь потому, что сегодня это единственный выставочный зал, где последовательно представлена художественная жизнь города и края. Есть и еще одно, самое важное достоинство галереи: динамично сменяющие друг друга экспозиции формируются не в угоду рыночным запросам в искусстве, а отражают то, чем живет художник, его поиск и результат этого поиска.

Молодость галереи – в этом году “Арка” отметила свое 7-летие – делает ее союзником самых разных творческих исканий. Если говорить о творческой концепции – это в первую очередь отсутствие жестких рамок и ограничений в каких бы то ни было направлениях. В коллекции “Арки” – живопись, графика, фотография, скульптура, керамика. Объединяет их одно – время. Это произведения искусства последнего десятилетия ушедшего века и начала нового, 21-го. Для России и Владивостока в частности это особый период. Открылись границы, что положило начало неизбежному взаимопроникновению. “Арка” активно участвует в международных ярмарках “Арт-Москва” и “Аrt-Forum-Berlin”, в выставочных проектах в разных странах мира, а также принимает у себя зарубежных художников. В коллекции галереи остались работы Росса Коутса, профессора Вашингтонского университета, художников из Кореи Чой Гванг Ок и Ванг Канг Э. Очень успешной оказалась экспозиция китайских художников, которые представили свои работы в августе этого года по предварительной договоренности галереи “Арка” и Ассоциации международного культурного обмена Шанхая. Для “Арки” свой проект подготовили Нина и Торстен Ромер, художники из Берлина.

Не будет преувеличением сказать, что в этом смысле “Арка” – вне конкуренции, именно здесь находят место проекты российских и зарубежных художников, работающих в жанре инсталляции и перфоманса. Один из проектов “День первый, день шестой:” (авторы Катя Кандыба и Игорь Демиденко) был замечен на 6-й международной ярмарке “Арт-Москва” (апрель 2002 года). Один из экспонатов приобрел известный галерист и коллекционер современного искусства Марат Гельман.

Одним из достоинств галереи является ее коллекция. Неслучайность каждого приобретения “Арки” в том, что работы остаются здесь после выставки. В этом есть своя логика – предмет и время объединяются, это двуединство отражает реальность. А реальность конца 20 века – прежде всего попытка художника найти свое место в изменившемся постсоветском мире. В этом смысле предметом исследования служит живопись и фотография, собранные галерей.

Живопись – в первую очередь разработка темы посредством формы и цвета (что само по себе является знаком времени). Александр Пырков, Виктор Федоров, Сергей Симаков, Сергей Черкасов, Юрий Собченко, Андрей Камалов, Владимир Цой, Евгений Макеев, Рюрик Тушкин, Инна Антонова – творчество каждого из них достойно отдельного исследования. Но собранные в “Арке” живописные и графические работы этих художников дают представление о потенциале художественной среды Владивостока.

Особое место занимает в коллекции фотография. Директор “Арки” Вера Глазкова начала работать с фотохудожниками около 5 лет назад. За это время самые представительные имена приморской фотографии прозвучали здесь: Михаил Павин, Светлана Маковецкая, Константин Шульга. Все они – участники международных выставок “Арт-Москва” и “Аrt-Forum-Berlin”. Это тем более замечательно, что еще недавно в силу ряда исторических причин фотография была практически отлучена от активного участия в художественном процессе. Главной причиной явилась идеологизированность: фото рассматривалось не более чем средство пропаганды определенного образа жизни. Даже те выставки, которые проходили в советское время (их было немного), носили печать идеологии. Фотография оказалась лишенной какой бы то ни было инфрастуктуры. После перестройки сложилась иная ситуация: показывай, что угодно. Но оказалось, что последнее едва ли не трагичнее, чем несвобода – привыкшие жить по регламенту не могли творить: “рожденный ползать летать не может”. Замечательно, что “Арке” все же удалось вписать в страницы художественной жизни (и не только Приморья) новые строки именно фотоэкспозициями. А некоторые проекты, например “Самая длинная фотография в мире” Михаила Павина, поддерживались исключительно “Аркой”.

Искусство – это всегда часть жизни, – говорит Вера Глазкова. Коллекция “Арки” – яркая иллюстрация этого определения. Мы живем, чувствуем и развиваемся в том сообществе, которое отражают художники. Они находятся в поиске, как и сама “Арка”. У нас общее будущее – серьезная работа.



Добавить комментарий

Войти через соцсети