Определение налоговой базы переходного периода

Налоговое законодательство понятия “переходный период” не вводит и не содержит. Тем не менее “переходный период” существует объективно. На самом деле он означает не временной период, а набор и последовательность работы бухгалтера с остатками по счетам бухгалтерского учета на начало 2002 г., с тем чтобы в дальнейшем обеспечить исчисление и уплату в 2002 году налога на прибыль в соответствии с порядком, установленным главой 25 Налогового Кодекса РФ, но с учетом сумм переходящих на 2002 г. остатков доходов и расходов, не учтенных ранее в целях налогообложения.

Порядок действий определен положениями статьи 10 Федерального закона от 06.08.01 № 110-ФЗ (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными Законами от 31.12.2001 № 198-ФЗ и от 29.05.2002 № 57-ФЗ), и следование ему в итоге приводит к формированию отдельной налоговой базы, с которой должен быть отдельно исчислен и уплачен налог на прибыль. Эту базу и называют “базой переходного периода”.

Таким образом, в 2002 году следует определить две налоговые базы по налогу на прибыль.

Первая база – налоговая база переходного периода – исчисляется по доходам и расходам, возникшим в 2001 году и ранее, но в силу действовавшего в то время налогового законодательства подлежали учету в целях налогообложения в последующие периоды. Организация формирует единую базу переходного периода на основе доходов и расходов, которые относятся ко всем облагаемым налогом на прибыль видам деятельности организации вне зависимости от того, что отдельные виды деятельности облагались налогом на прибыль по разным ставкам. Расчет (налоговая декларация) по указанной базе должен быть представлен в налоговые органы не позднее 28 июля 2002 г. (ст. 102 Закона № 110-ФЗ).

Вторая база – налоговая база 2002 года – определяется по хозяйственным операциям, проведенным организацией в 2002 году. Порядок исчисления, сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены статьями 286-288 НК РФ. Налоговые декларации представляются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода согласно статье 289 НК РФ.

При анализе статьи 10 Закона № 110-ФЗ нами выделены следующие этапы работы по исчислению показателей переходного периода:

  • сформировать доходы и расходы базы переходного периода и определить величину указанной базы;
  • исчислить налог на прибыль с базы переходного периода, распределив его сумму для уплаты в бюджет в последующие периоды. Заполнить налоговую декларацию;
  • определить сумму убытка 2001 года, который подлежит учету в целях налогообложения в порядке, предусмотренном статьей 283 НК РФ;
  • определить сумму убытков прошлых периодов, которые подлежат учету в целях налогообложения в порядке, предусмотренном статьей 283 НК РФ;
  • установить суммы, переходящие с 2001 года (и более ранних периодов) в сальдовые значения, для расчета налоговой базы 2002 года в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Кратко прокомментируем приведенные этапы работы.

При формировании доходов и расходов базы переходного периода организациям, определяющим доходы и расходы с 1 января 2002 года по методу начисления, следует руководствоваться пунктами 1, 2 статьи 10 Закона № 110-ФЗ. Сразу отметим, что в данной статье рассматриваются не все доходы и расходы, указанные в данных пунктах статьи 10, а только те, которые могут иметь место в деятельности большинства организаций.

ДОХОДЫ.

Для определения суммы доходов необходимо проинвентаризировать дебиторскую задолженность организации по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно. Причем ивентаризации и анализу подлежит дебиторская задолженность, числящаяся на счетах бухгалтерского учета в балансе и учтенная на забалансовых счетах.

Налоговые органы при проверке правильности формирования базы переходного периода будут анализировать дебиторскую задолженность за последние 5 лет, поскольку согласно пункту 77 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации, списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

О каждой дебиторской задолженности понадобятся следующие данные:

  1. о дате, должнике и основании возникновения дебиторской задолженности;
  2. виде дебиторской задолженности (заемные средства, предварительная оплата, выручка за отгруженную продукцию, работы, услуги, права);
  3. сумме дебиторской задолженности;
  4. информация о том, была ли учтена эта задолженность при формировании налоговой базы;
  5. о дате погашения дебиторской задолженности согласно условиям договора;
  6. цена договора, порядок расчетов (в условных единицах или в иностранной валюте).

Эта информация, сгруппированная в виде таблицы, будет представлять регистр налогового учета. Основой для его формирования может служить регистр бухгалтерского учета.

Инвентаризацию дебиторской задолженности проводят все организации, независимо от того, каким методом признавалась выручка для целей налогообложения – по оплате или по отгрузке. Ведь по любому виду дебиторской задолженности в 2002 году и позднее могут поступить средства в ее погашение, и организация должна подтвердить, что эти средства не являются объектом налогообложения, поскольку они ранее были учтены в целях налогообложения в составе дохода или получены в погашение долгов по заемным средствам.

Обращаем ваше внимание, что инвентаризации также подлежит дебиторская задолженность за реализованные имущественные права.



Добавить комментарий

Войти через соцсети