Проблемы ТЭК России

Природные топливно-энергетические ресурсы и созданный производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики – национальное достояние России. Эффективное его использование является необходимой основой выхода страны из кризиса и перехода на траекторию устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния народа.

Нефтяной комплекс России занимает ведущее место в экономике страны, обеспечивая 21% потребления и более 33% производства первичных топливно-энергетических ресурсов, на его долю приходится примерно 10% ВВП России. Комплекс является крупным источником налоговых и валютных поступлений в бюджетную систему государства.

На первый план в развитии ТЭК выходят проблемы сохранения и повышения его конкурентоспособности на мировых энергетических рынках. Задачи, которые необходимо решать в этой сфере: воспроизводство эффективной минерально-сырьевой базы комплекса; снижение издержек производства; привлечение инвестиций и внедрение новых прогрессивных технологий в добыче, переработке и транспортировке. При этом необходимо повысить эффективность управления предприятиями комплекса.

Одной из важнейших проблем нефтяной промышленности остается ухудшение состояния сырьевой базы отрасли, так как с 1994 года объемы прироста запасов нефти компенсируют ее добычу не более чем на 80%. Это обусловлено почти 4-кратным сокращением объемов геологоразведочных работ на нефть вследствие значительного уменьшения финансирования.

Важной проблемой является совершенствование механизмов государственного регулирования недропользования. Рыночный механизм ведения хозяйства без осуществления мер государственного регулирования сферы недропользования не обеспечивает комплексность решения стратегических задач использования минерально-сырьевой базы.

Приватизация предприятий добывающих отраслей промышленности России привела к кардинальному изменению сложившейся системы проектирования разработки месторождений. В настоящее время проектные документы разрабатываются и утверждаются в рамках одной корпоративной структуры, осуществляющей добычу полезных ископаемых.

Еще одна немаловажная проблема – формирование и исполнение топливно-энергетического баланса, который, по существу, является основным инструментом, определяющим темпы и пропорции функционирования энергетического сектора.

Так же существуют проблемы нефтепереработки и развития систем транспорта. Основное направление развития нефтепереработки – модернизация и коренная реконструкция действующих НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов.

Не решена проблема изыскания необходимых инвестиций на развитие нефтяной промышленности, которая напрямую зависит от создания в стране благоприятного инвестиционного климата. Для его создания важно все: и стимулирующее налогообложение, и “предсказуемость налогового режима”, и рациональная таможенная политика, и позитивные изменения в кредитной сфере.

Следующая – проблема технологического уровня отрасли. Сохранение достойного места нефтяной промышленности в экономике страны невозможно без технического перевооружения отрасли. Срок действия значительной части межгосударственных и государственных стандартов истек 5-6 лет тому назад, остро встает вопрос пересмотра практически всего фонда нормативных документов.

Сегодняшние проблемы в отраслях ТЭК носят, в основном, финансово-экономический и управленческий характер и могут быть сведены к следующим:

  • финансовая дестабилизация в отраслях ТЭК из-за обвального роста неплатежей со стороны потребителей электроэнергии, ведущая к росту задолженности предприятий ТЭК в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Сводные финансовые и экономические показатели всех отраслей ТЭК в период с 1992 года по 2001 год были хуже прогнозных оценок, намеченных в Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. N 472;
  • дефицит инвестиций, особенно острый в условиях прогрессирующего старения и высокой изношенности основных фондов, приводящий к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и сокращающий возможности не только расширенного, но и простого воспроизводства и неблагоприятный в целом инвестиционный климат, не создающий для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов склонности к инвестициям, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза;
  • отсутствие стимулов к инвестициям сохраняет высокими издержки производства в ТЭК и обеспечивает слабую восприимчивость к НТП для их снижения;
  • ухудшение процессов воспроизводства сырьевой базы нефтегазового комплекса (НГК), вызванное резким сокращением объемов геологоразведочных работ на фоне перехода крупнейших нефтегазодобывающих провинций и НГК страны в целом на поздние стадии “естественной динамики”, с одной стороны, и отсутствие экономических стимулов к наращиванию ресурсного потенциала разрабатываемых месторождений за счет продления периода их рентабельной эксплуатации и увеличения нефтеотдачи, с другой;
  • диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;
  • отсутствие снижения энергоемкости экономики страны, которая практически стабилизировалась на уровне, превышающем на 20 процентов и без того высокие дореформенные показатели;
  • фискально-ориентированная налоговая политика в отраслях ТЭК, не нацеленная на достижение максимального инвестиционного эффекта при разработке нефтегазовых месторождений, приводящая к уменьшению сроков разработки, величины рентабельно извлекаемых запасов, накопленных налоговых поступлений и других прямых и косвенных эффектов как для инвесторов, так и для государства;
  • не удалось добиться технического перевооружения электроэнергетики (включая атомную) и угольной промышленности;
  • недостаточно диверсифицированная институциональная структура НГК и низкая эффективность государственного регулирования комплексом, оборачивающаяся в значительном числе случаев упущенной выгодой государства и инвесторов;
  • не сформировалась целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК.


Добавить комментарий

Войти через соцсети