Муниципальный консалтинг и развитие территории: мысли вслух

Большинство людей с трудом отказываются от привычек и не желают изменений. Из ответов многих респондентов на вопрос анкеты, заполняемой менеджерами при консультировании приморских предприятий  “Какие из известных технологий изменений для Вас наиболее эффективны?” сложились следующие цифры предпочтений:

Как видно из таблицы, процент респондентов, предпочитающих РЕВОЛЮЦИОННЫЕ изменения, не так велик, как хотелось бы для того, чтобы как можно быстрее преодолеть разрыв в уровне жизни населения Приморья и наших соседей из АТР. И все же поводом для оптимизма служат мнения респондентов по пунктам 1,2,3, свидетельствующие о готовности менеджеров СУЩЕСТВЕННО меняться. Уже на следующем шаге консультантам придется вновь возвращаться к вопросу о том, как включить механизмы ИЗМЕНЕНИЙ в умах россиян и одним из инструментов такого включения, несомненно, будет консалтинговая деятельность на территории.

Реализация проекта по продвижению технологий муниципального консалтинга на территориях Приморского края потребует принципиально иного качественного оформления такого ресурса, как СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО между тремя субъектами: ВЛАСТЬ, БИЗНЕС и НАСЕЛЕНИЕ. Эффективность данного партнерства находится в прямой зависимости от уровня управленческой культуры данных субъектов и сложившихся тактических и стратегических разрывов в пространстве коммуникаций.

“Следует зафиксировать также тот факт, что консалтинговое оформление территориального менеджмента синхронно относится ко всем трем социальным партнерам, и именно эта синхронность формирует их новое качество.”

Однако вряд ли стоит идеализировать т.н. СИНХРОННУЮ модель такого взаимодействия, потому что на самом деле процессы эти АСИНХРОННЫ и складываются случайным образом. Учитывая, что в развитых экономиках процессы развития муниципального консалтинга идут со значительным опережением российских процессов, конечно же, Приморский край больше бы устроил факт придания УПРАВЛЯЕМОСТИ этому процессу. Но, увы, ибо ранее мы уже зафиксировали наше отношение к революционным изменениям и поняли, к сожалению, что в ближайшее время нам это не грозит. В таком случае нам остается шанс хотя бы не стоять, а двигаться. И в этом смысле мои настоящие рассуждения – более чем скромный вклад в развитие управленческого консультирования на территории Приморского края.

Самым слабым звеном цепочки “ВЛАСТЬ – БИЗНЕС-НАСЕЛЕНИЕ”, на мой взгляд, является “НАСЕЛЕНИЕ”. Во-первых, это наиболее массовое и наиболее сложное сообщество индивидуальностей, переживающих невероятно сложные процессы адаптации к псевдорыночной модели хозяйствования. Во-вторых, сегодня это горючая смесь сохраняющихся атавизмов имперского мышления времен СССР, еще не сформировавшихся ценностей и идеологических установок демократического государства, черно-белой экономики, массового “пофигизма” и еще много чего. И в-третьих, неэффективность государственного управления столь сложной системой, как российский народ, проявляется в преобладании ОХЛОКУЛЬТУРЫ над ДЕМОКУЛЬТУРОЙ и отсутствии системной работы над устранением этого социального перекоса. Поэтому у основной массы россиян заморское слово “консалтинг” не вызывает никаких эмоций. Уверен, что в основном это происходит от непонимания этой деятельности, которая и сама-то себя еще только-только оформляет.

Самым сильным звеном этой цепи является БИЗНЕС, который развивается в России наиболее динамично и спешит себя строить, потому что в большинстве случаев для него это вопрос жизни или смерти, ибо изначально он кормил себя сам. Поэтому с первых дней приватизации процессы становления новой модели хозяйствования характеризовались инвестициями в ЗНАНИЕ, представляющего самую малую часть управленческого консультирования, основной смысл которого состоит в трансформации ЗНАНИЯ в УМЕНИЯ и НАВЫКИ. Но первые годы модельного переустройства государства сопровождались ростом инвестиций в новое рыночное знание. К сожалению, Высшая школа и научные институты не сделали в дальнейшем шага к трансформации ЗНАНИЙ в УМЕНИЯ и НАВЫКИ в необходимом для рыночного хозяйства объеме, и это сдерживало процессы развития технологий управленческого консультирования. Тенденции последних 6-10 месяцев работы управленческих консультантов в Приморском крае характеризуются ростом заказов от БИЗНЕСА, в которых преобладает спрос на консалтинговые технологии организационного строительства, качественного развития, стратегического управления, командного строительства. Пока еще трудно оценить устойчивость этих тенденций, но активность со стороны бизнеса отмечается почти всеми действующими консультантами.

И, наконец, отношения в цепи “МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ – ВЛАСТЬ”. Таких отношений, по сути, нет. Из известных мне случаев заказов на управленческое консультирование можно назвать заказы Администрации Приморского края одному из сильнейших консультантов Приморского края Балакерскому И.В. по строительству структурных подразделений. Но пока инициатором этих заказов является один из вице-губернаторов Приморского края Иванов И.В., прошедший школу Академии народного хозяйства, возглавляемую А.Г. Аганбегяном, где технологии управленческого консультирования массово тиражируются среди слушателей. Потому это скорее исключение, чем правило. Вообще, сам факт появления заказа на консалтинг – это своего рода тест на качество менеджмента предприятия и, в нашем случае, территории.

Предыдущая статья заканчивалась информацией о том, что первый такой заказ на консалтинг территории поступил от Главы Администрации Хасанского района Кривулина В.С. и был исполнен группой консультантов и сотрудников Комитета инвестиционного развития территорий и отраслей. Работа с Администрацией Хасанского района будет продолжена уже по отдельным конкретными проектам. В настоящее время консалтинговая группа получила заказы на управленческое консультирование от Глав Администраций Михайловского и Пограничного районов. Таким образом, можно считать, что начало положено.



Добавить комментарий

Войти через соцсети