Многие люди жаждут стабильности и боятся перемен.

Но что случилось бы с миром, если бы однажды солнце остановилось! Если бы реки перестали течь, а деревья ловить ветер и тянуться вверх? Все меняется в этом лучшем из миров. Непостоянство – главная суть жизни, позволяющая проявляться всему многообразию этого мира. Осознавание непостоянства позволяет человеку или заставляет его становиться все лучше и лучше.

Непостоянство – философская категория, вдохновляющая молодого художника Горазду Лунекову. В графических листах разных лет – с 1990 по 2001 годы – автор преломляет различные явления сквозь призму своего ощущения извечной нестабильности этого мира. Все меняется, перетекает из одной формы в другую в ее пейзажах и фигуративных композициях, будто материализуя древне-тибетский стих-размышление:

“Явленный мир –
сочетанье частей,
Непостоянство –
их главная суть;
Словно пены узоры
в текущей воде”.

Вторая выставка художественной фотографии из цикла “Путешествие в страну Востока” <Владивосток - Тибет> – это фотовзгляд на вершины и долины, монастыри и монахов, да и на обычных людей – тибетцев загадочного Тибета глазами альпинистов и путешественников.

И хотя октябрь 2001 года оказался не самым лучшим временем для запланированного Приморской федерацией альпинистов восхождения на вершину в 6500 метров, но подъем трех членов экспедиции на высоту 6400 метров стал шестым результатом во Всероссийском соревновании альпинистов. А непосредственное знакомство с таинственным Тибетом эмоционально, эстети- чески и, возможно, духовно обогатило всех участников экспедиции.


Непостоянство Горазда Лунекова – графика живопись

В филиале Приморской картинной галереи за период с сентября 1998 г. было представлено около 60 выставок, проведено несколько десятков мероприятий, разработаны художественные и социальные проекты. Политика деятельности филиала вытекает из первоначально заявленной концепции – это центр экспериментальных творческих инициатив, место, где молодые авторы имеют возможность опробовать свои силы.

Выставка современного (актуального) искусства обнаруживает наиболее систематическую предрасположенность к эксперименту. Она функционирует как лаборатория для развития новых форм деятельности, открывает новые экспозиционные возможности, даёт пищу для размышлений и толчок для творчества.

Выставка творческого объединения “БИМСS”, “Дабл ю дабл ю дабл ю…” стала попыткой сделать приватного человека центральной фигурой акцентированного на бытовой контекст творчества. Общение друг с другом и с публикой художники выстроили по модели коммунальной квартиры, где культурная жизнь предстала серией домашних акций и ритуалов. Идея слияния искусства с жизнью сполна реализовалась в этих условиях, выстроившись в ряд привычных бытийных эпизодов – приход гостей, свадьба, застольные беседы.

Второй проект группы – “Приглашение на жизнь” – был продекларирован как желание визуализировать жизненный путь человека, провести “красную линию” между жизнью и смертью, активностью и покоем, обозначить периферийную зону, менее всего подверженную назойливому контролю извне.

Выставка “Есть ли душа у чайника?” объединила несколько творческих групп и авторов, главной задачей которых было, используя мифологемы и стереотипы нашей бытийности, довести их до крайней точки “развеществления”, погружая привычные предметы в непривычный для них (и для нас) контекст. Неуловимый момент специфического прочтения вещи приводит её к демонтажу, к самодеконструкции, к тому моменту, когда через знакомый образ проступает, просвечивает “душа” предмета. Инсталляция обладает провокативным потенциалом, так как она требует от зрителя дополнительного усилия – разгадать культурные коды, не используя привычные штампы восприятия. Поэтому на выставке зритель дешифровал артефакты и идентифицировал чайники – с учителем и учениками, стулья – с семьёй, а сапоги – с Санта-Клаусом. Иными словами, отрываясь от привычного, погружался в контекст своеобразного “Зазеркалья”, во внутренний мир предмета и самого себя.

Художественные выставки филиала продолжают тему “творчества в”. “Вертоград” Николая и Натальи Казанцевых удивительно безмолвен, бессловесен, чужд всякой описательности, грубого окликания предметов по именам. “Это не каталог природы, а явленье деревьев, воды и небес из воздуха самого бытия”, – писал А. Лобычев.

В “Мифологемах” Инны Антоновой зрители окунались в первобытный пра-мир, который будоражил, немного пугал и одновременно притягивал. Необычные, нереальные, фантастические персонажи на огромных полотнах – Адам и Ева, Жизнь и Смерть – казались пришедшими в наше сегодня из мифологического вчера, из древних преданий, легенд и мифов.

На выставке “Джаз наших улиц” авторы зафиксировали своё нежелание быть художниками в общепринятом смысле: “Мы отключаем мозги, рассуждения, выпинываем из себя стильные понятия, художественные нормы, художественные вкусы. Мы продираемся к своему собственному языку, к единственной объективной объективности -природному себе…”

Выставка-акция “Лабиринт” использовала все средства воздействия, которыми обладает современное искусство. Главной идеей проекта явилось формирование дружественного пространства для наиболее эффективного раскрытия и восприятия молодыми людьми темы потребления наркотиков. Стержневой темой экспозиции стало своеобразное путешествие “внутри себя”, “примерка” тех или иных жизненных ситуаций, их разрешений и последствий. В экспозиции были использованы дневниковые записи, документальная и художественная фотография, рисунки, объекты. Выставочное пространство работало как лабиринт и позволяло зрителю буквально столкнуться с результатом собственного выбора (“пойдёшь направо…”).

Проект “История одного поместья” объединяет несколько поколений художников – первая работа написана в 1916 году, последняя – в 2000г. Новое понимание времени художником влечёт за собой и новую импровизацию (трансформацию) темы. Искусство является пограничной областью, становлением новой реальности, где меняется традиционная или уже известная форма и концепция культуры. В этой перспективе искусство не может быть чем-то изолированным, и экспозиционность социального пространства подталкивает на освоение новых территорий. Тема, предложенная куратором, не предполагала жёсткой установки, скорее, это персонификация географической точки, Сидеми, места, имеющего свою определённую ауру и характер. Это попытка репродуцирования своеобразного “стоп кадра” протяженностью в сто лет, слепок истории, иллюстрация начала, расцвета и долгой мучительной стагнации.

Проект “Времена жизни” – это пластическое осмысление цикличности годовых превращений Природы и периодов жизни Человека. Философы Запада бьются над осознанием смысла бытия, рассматривая вечные категории жизни: детство, юность, зрелость, старость. Аксиомой их рассуждений является тождественность круга жизни годовому циклу рождения. Истинную суть, как известно, нельзя выразить словами. У художника же есть метод молчаливой передачи истины, найденной или дорбытой в красоте творения, ведь художник – суть философ, обладающий этим уникальным методом. Таким образом, филиал ПКГ работает в пространстве современных актуальных тенденций в искусстве, осваивая новые, часто незнакомые территории творчества.



Добавить комментарий

Войти через соцсети