Муниципальный консалдинг и развитие территарии: мысли вслух

Логика моих рассуждений в контексте предъявленной темы преследует цель, которую вряд ли можно назвать генеральной, но она, несомненно, одна из опорных в процессе строительства здания рыночной экономики, формулируется как развитие территории и определяет место в этом непростом процессе специалистов по управленческому консультированию. Однако, прежде чем увязать пока разнонаправленные процессы территориального развития и процессы формирования консалтинговой сети на территории Приморского края, как важнейшего элемента интеллектуальной составляющей инфраструктурного комплекса, следует вспомнить одну из рыночных аксиом.

Смысл этой аксиомы состоит в том, что ставший популярным в России, особенно в последние годы, рыночный элемент, стимулирующий развитие рыночных отношений и известный как ИНФРАСТРУКТУРНЫЙЛОК (КОМПЛЕКС)(сегодня о необходимости, важности, актуальности и т.д. в отношении формирования инфраструктуры говорят все от домохозяйки до Президента РФ), структурируется двумя субблоками – МАТЕРИАЛЬНЫМ (железные и автомобильные дороги, связь, нефте- и газопроводы и т.д.) и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ (ВУЗы, наука, фонды, юридические конторы, консалтинговые фирмы и др.).

Так вот, необходимым условием формирования эффективного рыночного пространства является ОПЕРЕЖЕНИЕ темпов развития ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО блока инфраструктурного комплекса над темпами развития МАТЕРИАЛЬНОГО блока. При этом консалтинговая компанента интеллектуального субблока наименее развита, оформлена и понятна не только населению, но и многим руководителям.

К сожалению, мы в России вообще и в Приморье в частности, пока даже и не пытаемся изменить сложившееся положение, что наиболее остро проявляется в менеджменте приморских городов и районов. За исключением Владивостока, Находки и Уссурийска всем остальным территориальным образованиям (селам, поселкам, районам) имманентно присущи следующие проблемы:

  • Отсутствие образовательного комплекса и, как следствие, почти безвозвратный исход талантливой молодежи в выше названные города;
  • Транспортно-коммуникационная отдаленность от основных центров социально-экономической активности;
  • Отставание сферы обслуживания и однообразие набора предлагаемых услуг;
  • Неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения;
  • Значительно меньшая чем во Владивостоке, Находке, Уссурийске готовность к освоению инноваций, вызванная укладом жизни и консервативными установками населения;
  • Слабое использование местных ресурсов и возможностей (использование рекреационных ресурсов в малых городах России составляет всего лишь 2% );
  • Утрата традиционных производственно-трудовых навыков населения;
  • Безработица и многое другое.

С этими и многими другими проблемами руководители территорий сталкиваются ежедневно и наивно надеяться на то, что, при всем нашем уважении к ним, им удастся справится с этим в одиночку. Учитывая же тот факт, что темпы развития экономики Приморского края будут определять отстающие территории необходимость комплексного сопровождения процессов развития и повышения их инвестиционной привлекательности становится более чем очевидной.

В такой ситуации одним из выходов из сложившегося положения, на мой взгляд, может стать комплексное сопровождение процессов территориального развития. Технологии же т.н. муниципального консалтинга, широко применяемые в мировой практике сопровождения процессов территориального развития, наиболее эффективны. С учетом того, что рынок муниципального консалтинга в Приморье фактически отсутствует, возникает острая необходимость в его формировании.

Действующие сегодня в крае консалтинговые фирмы и индивидуальные консультанты нарабатывают практику консультирования предприятий в условиях “спящего” рынка консалтинговых услуг преимущественно на предприятиях и, пока, не готовы обеспечить комплексное консалтинговое сопровождение процессов территориального развития. Основанием для такого утверждения является сложность и многоаспектность проблем территориального развития, отсутствие Заказчика, а там, где он есть – неумение сформулировать заказ, отсутствие спроса и многое другое. Учитывая же недостаточность ресурсного потенциала и низкий уровень менеджмента на территориях края, проблематичность осуществления революционных изменений в обществе и прорывов в пространство более высокого КАЧЕСТВА жизни возрастает.

В поисках выхода из сложившейся ситуации и была разработана и предложена к реализации модель выращивания т.н. МУНИЦИПАЛЬНОГО консалтинга в Приморье. Логика такого выращивания предполагает формирование ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ десантов в города и районы края с вполне конкретной Целевой функцией – оценкой ситуации, проектированием и активной методологической и административной поддержкой процессов развития территорий и повышением их инвестиционной привлекательности.

Для реализации этой функции необходимо синхронизировать два параллельно идущих процесса:

Процесс 1. Процесс разработки Стратегии, Проекта, Программы развития Приморского края до 2005 г. в традиционных технологиях административного управления – СВЕРХУ;

Процесс 2. Процесс разработки Стратегии, Проекта, Программы развития Приморского края как суперпозиции стратегий, проектов, программ САМОРАЗВИТИЯ городов и районов – СНИЗУ;

Важность продвижения консалтинговой деятельности в города и районы Приморского края вряд ли требует какого – то социально – экономического обоснования, ибо компенсируя ресурсный дефицит территории консультанты не только передают эффективные управленческие технологии, тем самым инициируя, поддерживая и усиливая процессы развития территории, но и нарабатывают бесценный опыт практики командной работы управленческих консультантов.

Развитие территории, в первую очередь, требует использования технологий РАЗВИВАЮЩЕГО консультирования, основанного на ИЗМЕНЕНИЯХ. Сложность, с которой приходится, как правило, встречаться консультантам по управлению, заключается в необходимости преодолеть консерватизм и привычки, присущие группам людей, не приемлющих изменений вообще и значительных изменений в особенности.

Продолжение в следующем номере

Забегая вперед, скажу, что первые шаги по освоению технологий управленческого консультирования на территории Хасанского района уже состоялись. В завершающей анкете все участники процесса консультирования проявили интерес к предложенной технологии проектирования БУДУЩЕГО и уже на следующем шаге попробуют сформулировать ЗАКАЗ на следующий этап территориального консалтинга. Это не так просто сделать, потому что ХАЦАНЦЫ – ПЕРВЫЕ.
Кто на новенького?



Добавить комментарий

Войти через соцсети