Здесь ещё не ступала нога адвоката

Для подъема общего экономического потенциала России и завоевания передовых позиций на мировом рынке одной из приоритетных задач становится повсеместное внедрение системного управления качеством труда и продукции на предприятиях.

Качество – девиз современной экономики. Сегодня, в условиях формирования рыночной экономики, когда конкурентное качество продукции – обязательное условие выживания и благополучия любого предприятия, повышение уровня профессиональности в области обеспечения качества выполняемых работ и предоставляемых услуг, как руководящего персонала предприятия, так и всех членов коллектива становится необходимым этапом перехода на новый уровень.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.98 г. № 113 “О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг”, содействие повсеместному внедрению этих систем и их сертификации на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО серии 9000 рассматривается как важнейшая задача для органов исполнительной власти и для субъектов хозяйственной деятельности.

Для реализации данного постановления на предприятиях различных отраслей промышленности активно внедряют систему менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000.

“Руководителям предприятий ставится задача направлять все усилия для того, чтобы внедренная на предприятии система качества существовала не формально, а была действенным механизмом, облегчающим достижение поставленных целей – повышение качества продукции, рентабельности производства”.

Особо остро задача повсеместного внедрения на предприятиях системы качества встала в связи с предстоящим вступлением РФ в ВТО в феврале 2003 г. Концепция национальной политики в области качества выдвинула следующие основные направления:

  • широкая пропаганда в обществе значения качества;
  • внедрение на предприятиях эффективных систем и прогрессивных методов менеджмента качества, продукции и услуг;
  • формирование непрерывной системы образования и подготовки кадров в области качества;
  • развитие сети высокопрофессиональных консультационных организаций в области менеджмента качества;
  • развитие сертификации систем качества и обеспечение ее признания за рубежом;
  • создание для предприятий благоприятных организационно-технических условий, способствующих повышению качества продук- ции и услуг, включая развитие стандартизации, метрологии, инфраструктуры информационных услуг;
  • совершенствование законодательной базы и практики защиты рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции. Принцип действия системы менеджмента качества МС ИСО 9000 – достижение максимальной удовлетворенности потребителя, процессный подход к деятельности организации. Внедрение системы менедж- мента качества на предприятии начинается с обучения работников и проведения анализа хозяйственной деятельности.

Обучение работников предприятий должно начинаться с высшего руководства. Получив первое представление о методах менеджмента качества и осознав их потенциал, руководители ощущают потребность дальнейшего повышения уровня своей подготовки, чтобы идти в ногу со временем. Также руководители принимают необходимые действия для повышения квалификации своих подчиненных. Создают необходимые структуры для сертификации и успешного функционирования системы качества на своем предприятии. Освоение руководителями всех уровней процессов стратегического и оперативного управления, создание гибких, отражающих новейшие концепции времени, систем качества – основной шаг для выведения своего предприятия на передовые позиции в отраслях мирового хозяйства.

55 конгресс Американского общества качества определил четыре основных вопроса при попытке стать организацией мирового класса, а именно:

  1. как объединить используемую в организации информацию, превратив ее в стратегическое знание;
  2. как вести все функционирующие в организации формы информации в управляемые рамки, чтобы упорядочить информационный хаос;
  3. как уделить равное внимание сильным и слабым сторонам деятельности организации (хотя слабости несколько важнее);
  4. как разработать критерии для принятия решений, основанные на учете сильных и слабых сторон деятельности организации.

Система менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000 позволяет руководителям предприятий наиболее оптимально подойти к решению этих вопросов.

Сертификация систем качества, функционирующих на предприятиях различных отраслей промышленности и сфер экономики в передовых зарубежных странах, стала элементом культуры производственно-хозяйственной деятельности и одним из серьезных факторов конкурентоспособности. Все страны мира активно сертифицируют системы менеджмента качества МС ИСО серии 9000. Лидером является Великобритания. Россия значительно отстает в этом вопросе от других стран, что ставит ее в зависимое экономическое положение. Повсеместное внедрение систем менеджмента качества на предприятиях – первоочередная задача руководителей.

Перспектива развития систем менеджмента качества, основанных на процессном подходе и получивших широкое распространение – это связь по цепочке “изготовитель-потребитель”, которая не ограничивается рамками одной компании, а образует единую инфраструктуру целой отрасли. Тесное сотрудничество предприятий внутри одной отрасли позволит активно решать проблемы, отстаивать свои интересы, внедрять передовые технологии, обмениваться опытом. Качество продукции и услуг закладывается на стадии проектирования и разработки, обеспечивается в производстве и реализуется в потреблении. Также качество результатов не может быть достигнуто без качественного труда работников на всех уровнях системы, от их способности и стремления делать это качество. Часто происходит недооценка руководителями роли персонала. Человеческий фактор играет решающую роль в росте эффективности производства, улучшении бизнеса и всего существования компании. Высокую производительность труда обеспечивает постоянное и непрерывное обучение современным методам менедж- мента вообще и качества в особенности всего персонала предприятия.

Национальная политика в области качества определила сертификацию систем качества как добровольную. Но при этом дано отчетливое представление, что передовые методы подхода к управлению качеством обеспечат наиболее благоприятное существование предприятий в условиях рыночной экономики.



Добавить комментарий

Войти через соцсети